Тьюторское сопровождение подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.М. Наумова

e-mail: dgien3000@gmail.com

 

Аннотация: В статье анализируются возможности реализации технологии тьюторского сопровождения подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Обсуждается опыт работы детско-юношеской спортивной школы по реализации роли тьютор в процессе подготовки команд по морскому многоборью. Презентуются результаты тьюторского сопровождения спортсменов в процессе формирования личной организованности.

 

Ключевые слова: тьютор, спортивная подготовка, личная организованность

 

TUTOR SUPPORT TEENAGERS IN SPORTS ACTIVITIES

  1. M. Naumovа

e-mail: dgien3000@gmail.com

 

Abstract: the article analyzes the possibilities of implementation of technology tutor support adolescents in the process of sports activity. We discuss the experience of youth sports schools for the implementation of the role of the tutor in the process of training for marine mnogobrojni. Presented results of tutor support athletes in the process of forming personal organization.

 

Keywords: tutor, sports training, personal organization

 

Сегодня, когда в школе активно развиваются различные направления внеурочной деятельности, многие ученики начинают пробовать свои силы в различных группах, командах, активно заниматься спортом, творчеством, личностной деятельностью. Это является одним из важнейших аспектов социализации личности, так как, с одной стороны, у школьников происходит выработка социальных потребностей и установок, они начинают осваивать новые ценности, а с другой стороны, ребята включаются в активную социальную жизнь ученического общества, становятся участниками коллективной деятельности.

Ведущей задачей социализации личности во внеурочной деятельности спортивного направления является осмысление процесса и результатов собственного образования и проектирование конкретных путей изменения собственной практики, включение освоенного знания в учебно-тренировочный процесс. Формирование своей собственной учебно-тренировочной траектории происходит на основе осмысления каждого этапа самообразования и самопланирования, то есть личной организованности, которая, приобретает особое значение в процессе перестройки сложившихся у подростка стереотипов мышления. Благодаря личной организованности подросток становится способным не только критически анализировать прежние основания и способы деятельности, но и выработать новые мыслительные стратегии, адекватные новым ценностям.

Наш опыт показывает, что выстраивание подростками индивидуального учебно-тренировочного маршрута способствует развитию у них способностей личной организованности, формированию навыков управления временем, собственным личностным, спортивным, профессиональным развитием, формированию индивидуального стиля деятельности. Но всё это возможно только в том случае, если находящийся рядом с подростком тренер займёт грамотную профессионально-педагогическую позицию.

На наш взгляд, важным требованием к современным педагогам, тренерам, руководителям команд является умение грамотно стимулировать подростков, формировать их внешнюю мотивацию по направлениям формирования личной организованности в процессе командной физкультурно-спортивной деятельности и педагогическое взаимодействие с подростками. В нашей работе мы применяем ряд способов такого стимулирования, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные с учетом специфики спортивно-физкультурной деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Основные направления формирования личной организованности подростков в тьюторском сопровождении физкультурно-спортивной деятельности

Направления сопровождения

Содержание сопровождения

Способы стимулирования личной организованности

Формирование познавательной активности

Интеллектуальное развитие личности, расширение сферы личной компетентности

Внушать, что они ничуть не хуже других. Инструктирования. Индивидуальное, дополнительное обучение. Выполнение простых заданий, с постепенным усложнением.

Формирование мотивационно-целевой ориентации

Повышение самооценки, рост привлекательности, улучшение имиджа

 

Формирование морально-волевого аспекта поведения

Внешний контроль в проявлении организованности, воспитание чувства веры в себя, в свои силы  и свои способности

Контроль над проявлением организованности

Совершенствование в физкультурно-спортивной деятельности

Работа по предложенному плану, внешний контроль

Похвала, даже за незначительный результат. Объявление благодарностей. Публичное признание в деятельности.

 

Важным требованием к тренерам и руководителям команды при этом становится принятие ими тьюторской позиции. 

В словаре иностранных слов Н.Г. Комлева, понятие «тьютор» (от англ. tutor , и лат. tutor защитник, опекун) объясняется как «куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный руководитель обучающегося» [2].В словаре терминологии в системе дополнительного профессионального образования утверждается, что тьютор – лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача – быть знающим наставником своих воспитанников [1]. Оба эти определения свидетельствуют о том, что деятельность тьютора направлена в первую очередь на выявление потребностей подростка и создание особой, помогающей учебной атмосферы. Таким образом, главными составляющими современного понимания термина тьюторство, являются: поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач); сопровождение (помощь, направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности); фасилитация (деятельность, направленная на помощь в личностном, спортивном, профессиональном, культурном самоопределении) [3].

Педагог, тренер, руководитель команды в позиции тьютора выполняют персональное сопровождение подростка в учебно-тренировочном процессе, для устойчивого становления у него мотивов обучения, реализации личностных, спортивных, профессиональных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Исходя из положений концепции экзистенциальной педагогики М.И. Рожкова [4] и анализа собственного опыта работы в качестве основных этапов тьюторского сопровождения формирования личной организованности подростков в физкультурно-спортивной деятельности мы предлагаем:

  1. Конструирование пространства понимания подростками смысла и значения базового свойства личности — организованности.
  2. Приобретение обучающимися положительного опыта организованного поведения.
  3. Формирование у подростков позиции самоорганизации.
  4. Выполнение участниками физкультурно-спортивной деятельности действий, свидетельствующих об их личной организованности при частичном контроле тьютора и обязательной личной самооценке.

Для эффективного тьюторского сопровождения подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности нами спроектирован алгоритм работы тьютора:

Шаг 1. Выявление противоречий со стороны подростков.

Деятельность тьютора начинается с создания организационно-педагогических условий для определения подростками уровня собственного знания и незнания, осмысления собственных учебно-профессиональных потребностей.

Шаг 2. Поиск ресурсных возможностей для удовлетворения запроса подростка. Здесь важно актуализировать имеющиеся у обучающегося личностные ресурсы, а также привлечь ресурсы ближайшего окружения и образовательной среды.

Шаг 3. Создание помогающей учебно-тренировочной атмосферы.

Создание учебно-тренировочной атмосферы осуществляется посредством формирования и обогащения информационной учебно-птренировочной среды, освоением подростками способами работы в информационной среде и информационно-методическое сопровождение подростков, основанное на самоорганизации их учебно-тренировочной деятельности.

Выполнение педагогом, тренером, руководителем команды данного алгоритма тьюторского сопровождения помогает осуществлять подход к ученикам, ориентированный на их личность и направленный на создание условий для личностного, спортивного, предпрофессионального саморазвития.

В процессе сопровождения подготовки подростков к формированию личной организованности нами апробирован комплекс мероприятий и воспитательных действий, который направлен на тьюторское сопровождение подростков в процессе командной физкультурно-спортивной деятельности. Основными мероприятиями и воспитательными действиями данного комплекса стали:

1) Стимулирование интереса и любознательности ко всем сторонам жизнедеятельности подростков, особенно спортивной и профессиональной, путем сообщений интересных фактов, случаев; повышение познавательной активности у подростков. Развитие способности мыслить, анализировать, синтезировать, комплексно понимать процессы и явления.

2) Развитие способности видеть проблему, анализировать ее в целом и находить несколько эффективных вариантов решения, повышая личную адаптацию в обществе.

3) Развитие гибкости в восприятии и оценке информации. Умение комплексно воспринять информацию, проанализировав ее и выделив личностно-значимое.

4) Формирование у подростков способность самостоятельно, творчески и продуктивно мыслить. Выстраивать «мыслительные» маршруты.

5) Развитие интуиции подростков. Умение прогнозировать ситуации.

6) Развитие уверенности подростков в правильности своих мыслей и действий.

7) Формирование феномена «неудовлетворенности ситуацией».

8) Ориентация подростков на сильную мотивацию.

9) Создание условий для осознанной рефлексии подростками своей деятельности.

Как показал наш опыт работы, планомерная реализация данных мероприятий и воспитательных действий способствует не только повышению качеству учебно-профессиональной работы и результативности соревновательной деятельности, но и формированию организованности подростков.

 

Библиографический список:

  1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. -М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.
  2. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 1308 с.
  3. Коряковцева О.А. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова, Т.Г. Доссэ // Ярославский педагогический вестник. – 2015. — № 5 – с. 100-103.
  4. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики /М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 2002. – № 4 (33). – С.71-76.

Другие новости и статьи

Благодарность от МособлДумы
02.12.2022By
Награждение победителей
02.12.2022By
Об итогах муниципального конкурса «Экскурсия по Третьяковской галерее»
29.11.2022By
Экскурсия в Телецентр «Останкино»
29.11.2022By
Экскурсия в Останкино
14.11.2022By
Литературная гостиная ко дню рождения С.Я.Маршака
11.11.2022By
Экскурсия в музей русского десерта
09.11.2022By
Подведены итоги Недели предметов естественно-математического цикла
03.11.2022By
Поездка в Дарвиновский музей
03.11.2022By
Поездка на спектакль в Театр Фоменко
03.11.2022By
Осеннее развлечение в ШРР
02.11.2022By
«Декада педагогического мастерства» в школе
02.11.2022By
Классические Музыкальные Сезоны. «Осень»
28.10.2022By
Экскурсия в Палеонтологический музей
24.10.2022By
Сдаем нормы ГТО
20.10.2022By
День учителя и день самоуправления в школе
07.10.2022By
Поездка в Калининград
03.10.2022By
Поездка в приют для бездомных животных
30.09.2022By
«Ярмарка проектных работ». 2022-2023 учебный год
29.09.2022By
Ученики школы в Парке «Патриот»
26.09.2022By